+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Признание торгов несостоявшимися

Содержание

Что делать, если закупка не состоялась

Признание торгов несостоявшимися

44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта
1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка.Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям.При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Источник: https://goscontract.info/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya

Признание тендера несостоявшимся. Торги признали несостоявшимися, а вы вроде заявку подали

Признание торгов несостоявшимися

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок – проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка – оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.

Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки – каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок.

Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся – не подана ни одна заявка – что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения).

Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта.

Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений.

Статья 71. последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Федерального закона и документации о таком аукционе или о несоответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе; 4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана: а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе; б) единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе. 3.1.

Несостоявшийся аукцион

Источник: https://tehnoinstrument.ru/zapory/priznanie-tendera-nesostoyavshimsya-torgi-priznali-nesostoyavshimisya-a-vy.html

Признание торгов несостоявшимися

Признание торгов несостоявшимися

Несостоявшийся аукцион — не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен. Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях.

При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44. Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся. 1.

Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет.

Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.

X. признание торгов несостоявшимися 

Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные от оферты условия, то он не может быть признан акцептом.

Таким образом, чтобы заявка участника могла быть признана акцептом, она должна содержать условия идентичные указанным в извещении о торгах, т.е.

предложенная в заявке участника цена договора должна полностью совпадать с ценой договора (минимальной или максимальной), указанной в извещении. В противном случае, признание такой заявки акцептом будет противоречить гражданскому законодательству.

Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)

Эта норма распространяется на все виды обязательных торгов (см. постановление АС ПО от 26.03.2015, дело № А65-9335/2014). По несостоявшимся торгам срок подачи жалобы — 3 месяца (ч. 5 п. 1 ст. 18.1), в ином случае — 10 дней.

  • Истцом по иску о признании торгов несостоявшимися может быть как участник торгов, так и лицо, которое не смогло принять в них участие по причине нарушения порядка проведения (если его права нарушены).
  • На практике иногда обсуждается возможность признания недействительными несостоявшихся торгов. ВАС РФ признал ее и легитимировал в постановлении президиума от 06.11.2011 № 2436/11, аргументировав это тем, что признание несостоявшимися есть результат проведения торгов. Следовательно, такие торги могут быть признаны недействительными.

Vi. признание торгов несостоявшимися

Верховный суд посчитал, что сам факт установления в правилах, утвержденных Правительством РФ, формы заявки для участия в торгах не означает введения правила о том, что ее несоблюдение может повлечь недопуск участника. Проведение повторных торгов Во многих случаях обязательных торгов после признания первых из них несостоявшимися предусматривается проведение повторных торгов:

  • по пп. 1, 2 ст. 58 Закона об ипотеке для этого установлены 2 условия: торги должны быть признаны несостоявшимися и после этого залогодатель не достиг соглашения с залогодержателем о покупке объекта ипотеки по начальной цене с зачетом обеспеченных этим залогом требований в оплату;
  • по ч. 2 ст. 55 закона № 44-ФЗ — если не было участников (в том числе отклонены все заявки, никто не прошел предквалификацию) или участник под номером 2 отказался от заключения контракта;
  • по п. 18 ст.

Законы рф

Торги признаются организатором торгов несостоявшимися в следующих случаях: а) для участия в торгах подана одна заявка или не подано ни одной заявки; б) к участию в торгах допущен только один участник торгов или никто не допущен; в) для участия в торгах, проводимых в форме аукциона, явился один участник торгов или к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями остался один участник торгов; г) ни один из участников торгов, проводимых в форме аукциона, после троекратного объявления начальной цены лота публично не выразил желание приобрести предмет торгов; д) ни один из участников торгов, проводимых в форме конкурса, не внес предложения, соответствующего условиям конкурса; е) комиссия не определила победителя конкурса (в случае, когда два и более конкурсных предложения получили одинаковую оценку комиссии). 69.

Объявление торгов несостоявшимися

ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения.

Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Внимание В случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. 2. Вторичные торги объявляются и проводятся в соответствии со статьей 89 настоящего Федерального закона.

Начальная цена имущества на вторичных торгах постановлением судебного пристава-исполнителя снижается на пятнадцать процентов, если их проведение вызвано причинами, указанными в пунктах 1 — 3 статьи 91 настоящего Федерального закона.

Начальная цена имущества на вторичных торгах не снижается, если их проведение вызвано причиной, указанной в пункте 4 статьи 91 настоящего Федерального закона. 3.

В случае объявления вторичных торгов несостоявшимися судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение оставить имущество за собой в порядке, установленном статьей 87 настоящего Федерального закона. 4.

Признание торгов несостоявшимися при банкротстве

Указание на то, что единственная заявка должна отвечать критериям конкурса, в специальных нормах может отсутствовать. В ч. 1 ст.

55 закона № 44-ФЗ это требование конкретизировано, а к примеру, в Законе о рекламе говорится только о регистрации единственного участника.

Тем не менее судебная практика идет по пути проверки на предмет соответствия заявки на размещение рекламной конструкции выдвинутым условиям.

Источник: http://law-uradres.ru/priznanie-torgov-nesostoyavshimisya/

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Признание торгов несостоявшимися

Статья актуальна на 25 апреля 2018

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ223-ФЗ
всего закупок2 503 510862 013
не состоялись776 856310 134
%31%35%

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок. 

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:  

  • Если это был аукцион,  вы  обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже  если не подавали ценовые предложения. Например, как здесь.
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям,  контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. О том, как обойти хитрости заказчиков, мы писали. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1101-nesostoyavshiesya

Аукцион признан несостоявшимся – причины и последствия

Признание торгов несостоявшимися

Несостоявшийся аукцион – не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен.

Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44.

Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.

Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется “не трогать”. Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт.

Одно из самых важных условий – наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее…

2. Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене.

При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее…

3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен – аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений – на тех же условиях, что и при отсутствии заявок. 

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене.

Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.

1 статьи 71 Федерального закона №44. Читать подробнее…

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем  участия. Фактически – это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет – “дело закрыто”.

На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 – желание обеих сторон.

Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 – 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика. Читать подробнее…

5. Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены. 

Во втором случае вопрос решается однозначно – контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ.

При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки.

Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя. Читать подробнее…

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/71-auktsion-priznan-nesostoyavshimsya

Признание торгов недействительными: судебная практика

Признание торгов несостоявшимися

Действующее российское законодательство предусматривает множество ситуаций, когда реализация имущества осуществляется посредством торгов.

Продажа заложенного имущества, продажа государственного или муниципального имущества, продажа имущества банкротов – во всех этих ситуациях  предусматривается обязательное проведение торгов: открытого аукциона, публичного предложения.

Но нарушение установленного порядка проведения торгов, согласно ст. 449 ГК РФ, влечет признание данных торгов недействительными. Недействительность торгов устанавливается только на основании судебного решения.

Основания признания торгов недействительными

Ст. 449 ГК РФ предусматривает право любого заинтересованного лица обратиться в суд с исковым заявлением о признании торгов недействительными. В исковом заявлении необходимо указать конкретные основания их недействительности, согласно требованиям соответствующих нормативно-правовых актов.

К основаниям признания любых торгов недействительными относятся различные грубые нарушения законодательных норм, которые привели или могли привести к нарушению прав участников торгов или иных заинтересованных лиц.

  Отметим, что далеко не всегда закон содержит перечень оснований недействительности торгов, поэтому во многих ситуациях именно на суд ложится обязанность определить, насколько сложившиеся обстоятельства законны и затрагивают права участников торгов или третьих лиц.

Анализ судебной практики по признанию торгов недействительными показывает, что подавляющее большинство дел по данному вопросу рассматривается в отношении споров, возникших из торгов по реализации имущества в рамках исполнительного производства.

Это подтверждается и обзором судебной практики Верховного Суда РФ, содержащейся в информационном письме №101 от 22 декабря 2005 года. Данный документ подробно разъясняет порядок признания тех или иных оснований достаточными для признания недействительности процедуры реализации имущества.

В частности указывается, что, если в ходе торгов были допущены нарушения процедуры их проведения, которые напрямую не влияют на их исход и не затрагивают интересы иных лиц, то результаты торгов не могут быть отменены. Например, гражданка П.

обратилась в суд с требованием признать публичные торги по продаже земельного участка недействительными. В обоснования своей позиции истица сообщила, что протокол проведения торгов был подписан победителем спустя два дня после его проведения, а закон предусматривает подписание в день проведения.

Суд в удовлетворении иска отказал, ссылаясь на то, что несвоевременное подписание протокола торгов победителем не нарушает каких-либо прав остальных участников торгов.

Аналогично судом было отказано в удовлетворении требования о признании публичных торгов по реализации ипотечной квартиры недействительными в следующей ситуации. Истец сообщил, что объявление о торгах было сделано за двадцать пять дней до дня проведения, а п. 2. ст.

448 ГК РФ предусматривает тридцатидневный срок для объявления. При рассмотрении дела было установлено, что организатором действительно был нарушен срок размещения информации о проведении торгов, однако истец своевременно узнал о торгах и принял в них участие.

Таким образом, суд не усмотрел нарушение прав истца и не нашел оснований для признания торгов недействительными.

Однако несоблюдение сроков при проведении торгов все же может стать основанием для признания торгов недействительными. Так, истец В. требовал признания недействительными публичных торгов по реализации его ипотечной квартиры. Заявитель сообщил, что организатор торгов разместил информацию о торгах за пятнадцать дней до их проведения, тем самым были нарушены требования п.

2 т. 448 ГК РФ. По мнению В., нарушение сроков привело к тому, что в торгах был заявлен только один участник, и его ипотечная квартира была реализована по минимальной цене, что нарушает его права. Суд согласился с доводами истца, признал торги недействительными и потребовал от их организатора осуществить расторжение договора купли продажи, заключенного по итогам торгов.

Верховный Суд РФ отмечает, что признание публичных торгов недействительными в связи с нарушением сроков размещения информации о них возможно и по заявлению взыскателя.

Также основанием для отмены торов являются и другие нарушения, связанные с объявлением публичных торгов.

Например, суд признал торги недействительными на том основании, что в объявлении о проведении публичных торгов по продаже земельного участка не была указана форма их проведения: аукцион или публичное предложение. В результате этого на торги заявился только один участник, который и был признан победителем.

Совет: при обращении в суд с иском о признании торгов недействительными в связи с нарушением требований по их объявлению необходимо представить доказательства. В качестве доказательств может выступить и копия объявления, при этом истец обязан указать на нарушения непосредственно в объявлении.

Основанием для признания торгов недействительными может быть и форма передачи информации о торгах. Так, были признаны недействительными торги по продаже ипотечных квартир в вязи с тем, что объявление о торгах было сделано в эфире местного радио, что делало практически невозможным полное и точное восприятие информации о предстоящих торгах.

Особенности признания торгов недействительными

Если судом вынесено решение о признании публичных торгов недействительными, то организатор обязан расторгнуть заключенный с победителем торгов договор и вернуть ему денежные средства. При этом закон не предусматривает права истца на взыскание убытков, полученных им при проведении недействительных торгов.

Так, суд отказал в удовлетворении требований гражданина К., который требовал возместить ущерб нанесенный его земельному участку. Из материалов дела следовало, что на основании судебного решения, земельный участок, принадлежащий гражданину К.

на праве собственности, был арестован судебным приставом и направлен на реализацию для погашения задолженности по алиментным обязательствам. Однако организатор торгов допустил нарушение установленного порядка проведения торгов, что послужило основанием для признания их недействительными.

Однако к этому моменту победитель торгов владел земельным участком более полугода, поэтому начал возводить дом, осуществил его планировку.

После признания торгов недействительными истец потребовал возмещения от покупателя и организатора  торгов своих убытков, указав, что данный земельный участок использовался им для выращивания сельскохозяйственных культур, а выполненные работы не позволяют теперь использовать участок для этих целей. Суд указал, что покупатель использовал участок, приобретенный им на торгах, по своему усмотрению и в соответствии с категорией и назначением земель к которым он относится.

Особо стоит отметить ситуации проведения торгов в отношении заложенного имущества. Например, реализация ипотечной квартиры влечет за собой расторжение кредитного договора, судебная практика по которой носит неоднозначный характер.

Нарушение правил публичных торгов может повлечь негативные последствия не только для победителя торгов, но и для самого должника.

Так, в результате ошибки, допущенной организатором торгов, банк смог убедить суд в недействительности публичных торгов, в результате этого у должника еще на полгода продлилась задолженность перед банком, который за это время успел начислить ему еще неустойку на сумму задолженности.

При обращении в суд с исковым заявлением о признании публичных торгов недействительными необходимо обращать внимание на срок исковой давности, который значительно меньше общего.

Позиция суда в настоящее время однозначна, к признанию публичных торгов недействительными применяются сроки исковой давности, предусмотренные п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ. Согласно данной статье срок исковой давности составляет один год.

Данный срок одинаков для всех заинтересованных лиц, в том числе и для собственника реализуемого имущества.

Совет: должнику, чье имущество выставлено на торги, необходимо тщательно следить за всеми этапами торгов. При малейшем подозрении, что организатор торгов нарушает установленный порядок проведения, необходимо незамедлительно подавать жадобы или ходатайства в орган, принявший решение о проведении торгов.

Опыт показывает, что в большинстве случаев истцами по признанию публичных торгов недействительными выступают собственники выставленного на торги имущества, взыскатели, в пользу которых производится реализация имущества, а также участники торгов, не ставшие победителями.

Однако в судебной практике бывают случаи, когда торги признаются недействительными на основании обращения третьих лиц, которые не участвовали в торгах. Например, суд признал публичную продажу ипотечной квартиры недействительной по заявлению гражданина Т.

Истец сообщил, что он не смог принять участие в торгах, так как объявление об их проведении не содержало точную информацию о времени и месте проведения, а контактный телефон организатора не отвечал.

Проведение публичных торгов относительно новая процедура в российском гражданском праве. Поэтому судебная практика по подобным вопросам является одним из самых эффективных инструментов совершенствования законодательства в сфере публичных продаж.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/grazhdanskie-dela/priznanie-torgov-nedejstvitelnymi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.