+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Повышение уровня квалификации работников в организации

Содержание

Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение уровня квалификации работников в организации

Профессиональная подготовка будущих работников предусматривает следующие формы получения знаний, навыков и т. п.:

  1. Профессиональное образование (глава 8 федерального закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273) — совокупность мероприятий, направленных на прохождение физическим лицом обучения на основании образовательной программы, разрабатываемой в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
  2. Профессиональное обучение (глава 9 закона № 273) — совокупность мероприятий, направленных на приобретение физическими лицами определенных навыков, позволяющих им выполнять какую-либо работу. При этом имеющийся у них уровень образования не изменяется, т. е. гражданин, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший профессиональное обучение, не может на этом основании стать обладателем диплома о высшем образовании.

Основные понятия и определения, используемые в сфере дополнительного профессионального образования, устанавливает ст. 76 закона № 273. Согласно положениям п.

 4 указанной статьи, повышение квалификации работника предполагает получение им новой компетенции или совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений. При этом п.

 5 той же статьи указывает на то, что профессиональная переподготовка позволяет работнику получить знания, необходимые для осуществления принципиально нового вида деятельности, т. е. приобрести совершенно иную квалификацию.

Что относится к повышению квалификации?

Трудовой кодекс РФ в ст. 195.1 устанавливает понятие «квалификация работника», которое обозначает уровень его профессиональных умений, знаний и навыков.

Для того чтобы определить квалификацию, которая необходима работнику для надлежащего выполнения должностных обязанностей, разрабатывается специальный документ — профессиональный стандарт. Порядок и правила его создания определены положениями постановления Правительства РФ «О правилах…» от 22.01.2013 № 23.

Показателем квалификации, согласно п. 10 ст. 60 закона № 273, может выступать удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Однако далеко не всегда прохождение работником образовательных программ или курсов можно назвать повышением квалификации.

Особенностью такого способа получения знаний является обновление уже имеющихся у специалиста профессиональных навыков и умений, что позволяет ему находить новые способы разрешения ранее возникавших проблем и решать поставленные перед ним профессиональные задачи наиболее эффективно.

Зачем работнику повышать квалификацию?

Основными причинами, по которым работникам приходится повышать свою квалификацию, являются:

  1. Стремление к получению повышения по службе и карьерному росту. Ведь для того, чтобы занять руководящую должность, нужно иметь не только практические, но и определенные теоретические знания, наличие которых подтверждено документально.
  2. Потребность в изучении принципов работы нового оборудования и программных продуктов, ознакомлении с особенностями современных технологий, а также других новшеств, применение которых в практической деятельности позволит увеличить производительность труда и увеличить результативность функционирования предприятия.
  3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда (высококвалифицированный специалист представляет больший интерес для потенциального работодателя).

Направлять трудящегося на дополнительное обучение по собственной инициативе, в соответствии с ч. 4 ст.

 196 Трудового кодекса РФ, работодатель может в том случае, если получение работником определенных знаний является обязательным условием полноценного выполнения им своих должностных обязанностей.

При этом наличие потребности в профессиональной подготовке работников, согласно положениям ч. 1 этой же статьи, работодатель определяет самостоятельно.

Формы и виды повышения квалификации работников

На практике выделяют следующие виды повышения квалификации работников:

  • прохождение работником образовательных программ, проводимых на базе учебных заведений;
  • получение дополнительного образования;
  • участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах;
  • участие в исследовательской деятельности, осуществляемой совместно со специалистами из других учреждений (как российских, так и зарубежных);
  • прохождение дистанционных образовательных программ.

Обучение работников может проводиться:

  • без отрыва от производства (т. е. занятия с работниками проводятся непосредственно на рабочих местах);
  • с отрывом от производства;
  • дистанционно.

При этом возможно как обучение в одном из указанных форматов, так и их сочетание.

Обязательное повышение квалификации, периодичность его осуществления по ТК РФ, значение характеристики работника для повышения квалификации при направлении работодателем

Согласно положениям ст. 196 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить получение работниками дополнительного профессионального образования лишь в некоторых случаях, предусмотренных определенными нормативными актами, действующими на территории страны.

В частности, повышение квалификации обязательно:

  • для аудиторов (п. 9 ст. 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности…» от 30.12.2008 № 307) — 1 раз в год;
  • лиц, выполняющих работы в сфере капитального строительства (п. 3 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ), — 1 раз в 5 лет;

Источник: https://pozakonu.site/trudovoe-pravo/povyshenie-urovnya-kvalifikatsii-rabotnikov-v-organizatsii.html

Трудовой кодекс о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников

Профессиональная подготовка будущих работников предусматривает следующие формы получения знаний, навыков и т. п.:

  1. Профессиональное образование (глава 8 федерального закона «Об образовании. » от 29.12.2012 № 273) — совокупность мероприятий, направленных на прохождение физическим лицом обучения на основании образовательной программы, разрабатываемой в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
  2. Профессиональное обучение (глава 9 закона № 273) — совокупность мероприятий, направленных на приобретение физическими лицами определенных навыков, позволяющих им выполнять какую-либо работу. При этом имеющийся у них уровень образования не изменяется, т. е. гражданин, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший профессиональное обучение, не может на этом основании стать обладателем диплома о высшем образовании.

Основные понятия и определения, используемые в сфере дополнительного профессионального образования, устанавливает ст. 76 закона № 273. Согласно положениям п.

4 указанной статьи, повышение квалификации работника предполагает получение им новой компетенции или совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений. При этом п.

5 той же статьи указывает на то, что профессиональная переподготовка позволяет работнику получить знания, необходимые для осуществления принципиально нового вида деятельности, т. е. приобрести совершенно иную квалификацию.

Обязательное повышение квалификации, периодичность его осуществления по ТК РФ, значение характеристики работника для повышения квалификации при направлении работодателем

Согласно положениям ст. 196 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить получение работниками дополнительного профессионального образования лишь в некоторых случаях, предусмотренных определенными нормативными актами, действующими на территории страны.

В частности, повышение квалификации обязательно:

  • для аудиторов (п. 9 ст. 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности…» от 30.12.2008 № 307) — 1 раз в год;
  • лиц, выполняющих работы в сфере капитального строительства (п. 3 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ), — 1 раз в 5 лет;

Источник: https://beauty-x.info/ip-i-ooo/povyshenie-urovnya-kvalifikacii-rabotnikov-v-organizacii

Как повысить квалификацию персонала

Повышение уровня квалификации работников в организации

  • Каковы преимущества и цели повышения квалификации персонала.
  • Кого следует отправлять на повышение квалификации.
  • Какие существуют методы обучения персонала.
  • Какими бывают виды и формы обучения.
  • Куда можно направить сотрудника на повышение квалификации.
  • На какие законодательные нормы следует обратить внимание.

Современные компании должны больше внимания уделять обучению сотрудников.

В этой статье мы расскажем, как правильно провести повышение квалификации персонала.

Суть повышения квалификации и аттестации работников

Повышение квалификации персонала – это процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоения новых навыков и приемов работы. Чтобы компания оставалась конкурентоспособной и не теряла своих позиций на рынке, она должна постоянно заботиться о высокой квалификации своих работников.

Преимущества и цели повышения квалификации персонала

Повышение квалификации персонала обладает следующими преимуществами:

  • Использование новых технологий и производственных методов. Специфическое программное обеспечение или техника, требующая специальных знаний, могут существенно повысить эффективность работы компании, однако для этого нужно подготовить соответствующие кадры.
  • Повышение качества товаров и услуг. Качество конечного продукта компании зависит от уровня квалификации руководителей предприятия и его отделов, а также от менеджеров, работающих с клиентами напрямую.
  • Выявление потенциальных руководителей. Разные специалисты могут проявлять себя по-разному во время обучения и получения новых знаний. Такие мероприятия помогают определить будущих лидеров и сформировать план их карьерного продвижения.
  • Повышение гибкости организации. Сотрудники компании, которые приобрели новые знания и навыки, смогут лучше понимать требования клиентов и реагировать на меняющиеся условия рынка.

Цели повышения квалификации работников предприятия:

  • Расширение знаний и навыков сотрудников. В результате этого может существенно повыситься качество и скорость работы персонала.
  • Мотивация работников. Компания, вкладывающая средства в развитие сотрудников, подтверждает, что заботится о кадрах.
  • Снижение уровня текучести персонала. В некоторых случаях повышение квалификации может способствовать снижению текучести кадров сильнее, чем премирование.
  • Внедрение новых технологических решений. Чтобы оставаться конкурентоспособным, предприятие должно использовать современные технологии.
  • Воспитание собственных кадров. В ряде случаев компаниям выгоднее обучать своих сотрудников, чем искать специалистов на стороне.

Как побудить сотрудников к самообучению и сэкономить деньги 

Что делать, если ухудшившееся финансовое положение компании вынуждает вас порезать бюджет на обучение сотрудников? Внедряйте культуру самообучения. Так вы сократите расходы на развитие персонала и сможете быстро реагировать на изменения рынка. Подробнее о том, как это сделать, узнайте из статьи электронного журнала «Генеральный Директор».

Узнать 3 способа

Кого из персонала отправить на повышение квалификации

Неверный выбор претендентов на повышение квалификации может вызывать следующие риски:

  • в качестве участника выбран человек, который и так знает и умеет то, чему его хотят научить;
  • сотрудник, обучение которого оплачивает работодатель, через некоторое время уходит на другое место работы.

Руководство компании должно правильно определить возможности и потенциал работников, которые претендуют на получение новых знаний. Такие меры должны приносить максимум пользы для организации. Чтобы выяснить, кто лучше всего подходит для прохождения повышения квалификации, можно провести анкетирование на предприятии или узнать больше об уровне профессионализма конкретных сотрудников.

Методы повышения квалификации персонала

Методика повышения квалификации работников на предприятии может быть внутренней и внешней. В первом случае обучение проходит в пределах компании с использованием документации, оборудования и материалов, которыми сотрудник пользуется в повседневной работе. Во втором случае в процессе обучения применяются ресурсы, которые не всегда доступны работникам.

Методы повышения квалификации внутри фирмы:

  • Инструктаж – способ обучения, который предполагает приобретение профессиональных навыков на новом рабочем месте.
  • Коучинг – метод, при котором сотрудники взаимодействуют с тренером. При этом тренер должен заботиться о налаживании связей между всеми участниками процесса.
  • Ротация – перевод работника в другой отдел компании. Такой подход способствует расширению навыков и повышению уровня квалификации сотрудников.
  • Наставничество – процесс передачи знаний от опытных сотрудников к менее опытным.
  • Стротеллинг – для повышения квалификации молодых работников используются факты и история организации.

Методы внешнего повышения квалификации:

  • Конференции, встречи, отраслевые мероприятия – способ обучения, который позволяет развивать навыки общения и логическое мышление сотрудников.
  • Лекции – оптимальный метод повышения квалификации персонала для работодателей, которые стремятся донести большой объем информации в короткий срок и при этом охватить максимальную аудиторию.
  • Семинары и тренинги – способ обучения, предполагающий диалог между обучающимися и тренером, что позволяет проверить, насколько хорошо усвоен теоретический материал.
  • Интерактивные курсы – долгосрочная учебная программа, во время которой можно оценить уровень полученных знаний.
  • Деловая игра – решение реальной проблемы производства группой обучающихся.
  • Баскет-метод – способ повышения квалификации, который основан на имитации реальных ситуаций.
  • уроки и дистанционное обучение – такие методы не требуют поиска преподавателя и специального помещения для обучения. Наличие компьютера и доступа к интернету позволяют усваивать материал в любом удобном для сотрудников месте.

Виды и формы повышения квалификации персонала

Повышение квалификации, обучение и аттестация персонала имеет различные формы, которые могут отличаться по различным критериям: по уровню связи с практикой производства, организации процесса обучения, целевым группам. Мы приведем примеры основных форм повышения квалификации работников.

В зависимости от того, кто проводит повышение квалификации, это процесс может быть внешним (за пределами компании) и внутрифирменным (в пределах компании).

Обучение может проходить с отрывом от рабочего места и без него. Повышение квалификации без отрыва от рабочего места считается экономически выгодным, однако специалисты рекомендуют сочетать обе формы.

По степени организованности: самостоятельное повышение квалификации и организованное.

В зависимости от целевых групп: повышение квалификации управленческого персонала, обучение линейных специалистов и рабочих, а также открытое повышение квалификации, в котором могут принимать участие даже члены семей сотрудников.

Идеи по личному развитию генерального директора

Личностный ресурс руководителя определяет состояние возглавляемой им компании в целом. Журнал «Генеральный Директор» советует 8 приемов, которые помогут вам развиваться даже в условиях постоянной загруженности. Узнайте о них из статьи по ссылке.

Узнать 8 идей

Куда можно направить персонал на повышение квалификации

Повышение квалификации может быть одним из направлений деятельности следующих образовательных учреждений:

  • Федеральные, региональные и отраслевые институты повышения квалификации.
  • Академии, кроме учреждений, относящихся к вузам.
  • Школы и центры повышения квалификации.

Все образовательные учреждения, оказывающие подобные услуги, должны иметь соответствующую лицензию.

Наличие лицензии не является обязательным условием для организаций, которые проводят единоразовые семинары, стажировки и лекции, а также для тренеров и специалистов, чья деятельность подтверждается иными документами.

Законодательные нормы, регулирующие процесс повышения квалификации персонала

Вопросы, связанные с обучением персонала компании, регулирует Трудовой кодекс. Согласно нормам ТК РФ, работодатель вправе сам решать, нужно ли проводить обучение сотрудников в интересах предприятия, отправлять ли работников на курсы, семинары или на полный курс учебных заведений.

В некоторых случаях обучение сотрудников предписывается законодательством, «если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности».

Наниматель обязан предоставить сотруднику необходимые условия для совмещения работы и учебы. Он не имеет права отказать работнику в учебном отпуске и заменять его неоплачиваемым отпуском или отгулами.

Перед началом прохождения обучения компания должна заключить договор с образовательным учреждением. К договору прикладываются расписание и предметы выбранного образовательного учреждения с указанием количества часов, отведенных на посещение дисциплин.

После прохождения обучения образовательное учреждение обязано предоставить сотруднику документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации – для тех, кто обучался от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации – для тех, кто обучался более 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке – для прошедших повышение квалификации длительностью более 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации – для тех, кто обучался более 1000 образовательных часов.

Это требование не распространяется на случаи, когда образовательная программа длилась менее 72 часов.

Анастасия Боровская,
Директор «Русской Школы Управления»

Советы, которые помогут сделать процесс повышения квалификации персонала в компании более эффективным

Совет 1. Не спешить с внедрением новых знаний

Получить знания на занятиях в аудитории несложно, но основная задача – применить потом полученные знания на практике. Только лишь изучив теорию, нельзя стать хорошим переговорщиком или научиться планированию. Иногда для этого требуется много часов самостоятельной практики. После обучения сотрудник должен обязательно отрабатывать навыки, многократно самостоятельно повторяя нужные действия.

В аудитории очень сложно организовать такие тренировки, так как наработка навыков требует времени. На занятии можно попробовать и почувствовать, как это работает, но далее отточить технику мастерства в работе придется самостоятельно.

Не стоит сразу использовать новые навыки на практике. Лучше начать с создания учебных ситуаций с «пилотными» задачами, состоящими из простых элементов, которые будут циклично и многократно повторяться. Когда навык будет отточен, можно начинать использовать его в реальной работе.

Совет 2. Формировать базу знаний и обучать других

Важно чтобы по итогам обучения отучившийся сотрудник не стал уникальным держателем новых знаний. Иначе он будет либо использовать их в одиночку и станет незаменимым, либо не будет использовать вообще, так как самостоятельно не найдет им применения.

Серьезный прогресс в понимании какой-либо темы происходит во время обучения других людей. В первую очередь это коллеги или подчиненные. Передать знания можно, раздав свои учебные материалы или просто пересказав то, что удалось узнать на обучении.

Но будет лучше, если этот процесс будет формализован в компании: каждый прошедший обучение сотрудник должен предоставить материалы, написать резюме по обучению, сделать подробную презентацию, рассказать о планах внедрения всего изученного в реальную работу.

Неожиданные вопросы в процессе презентации, необходимость описывать тему с разных точек зрения, неоднократное повторение одного и того же – все это хорошие способы закрепить пройденный во время повышения квалификации материал.

Заключение

На сегодняшний день обучение персонала является одним из основных условий повышения конкурентоспособности предприятия, этот принцип лежит в основе многих стратегий современных компаний. При выборе методов и форм повышения квалификации руководители предприятий должны обращать внимание на экономическую целесообразность и эффективность выбранных инструментов.

Источник: https://www.gd.ru/articles/10032-povyshenie-kvalifikatsii-personala

11 способов повышения квалификации работников

Повышение уровня квалификации работников в организации

В этом материале расскажем, в чем заключаются особенности повышения квалификации сотрудников и как организовать этот процесс.

Вы узнаете:

  • Как определяется квалификация персонала.
  • Квалификацию каких работников нужно повышать.
  • Какие методы повышения квалификации работников существуют.
  • Из каких этапов состоит процесс обучения работников.

Любой руководитель хочет, чтобы в его компании работали высококвалифицированные специалисты. Для этого работники проходят повышение квалификации.

Что такое квалификация работника

В Трудовом кодексе РФ упоминается понятие квалификации сотрудников. В статье 65 говорится о том, что при подаче документов на работу работодатель вправе потребовать документы, подтверждающие квалификацию и соответствие человека требованиям вакансии.

Это может быть удостоверение о прохождении специальной подготовки либо окончании определенного учебного заведения.

Статья 74 свидетельствует о том, что при структурных или технологических изменениях, за которыми следует кадровые перестановки, работодатель должен брать во внимание уровень квалификации работника.

Правовое определение понятия «квалификация работника» появилось в Федеральном Законе 236 в редакции от 3 декабря 2012 года. В части первой статьи 195 закона говорится о том, что квалификация работника – это степень совокупности его умений, знаний по специальности, а также опыта работы.

Документ, подтверждающий квалификацию, может быть как в форме удостоверения, так и форме полноценного диплома о профессиональной подготовке.

Присвоение категорий, разрядов или классов по итогам профессионального обучения может подтверждаться свидетельством должности рабочего или профессии служащего.

Для удобства как работника, так и работодателя существуют специализированные профессиональные стандарты. Они нужны, чтобы осуществлять некоторые виды деятельности. В 2018 году документ включает большое количество позиций и активно дорабатывается.

Добавляются не только новые стандарты, но и новые специальности. В законченном виде документ будет содержать информацию по более чем 700 должностям.

Как правильно вносить, утверждать и применять данные стандарты, установлено в соответствующем Постановлении Правительства РФ от No23 от 22 января 2013 года.

Советы от Yota по повышению квалификации работников

Журнал «Коммерческий директор» советует использовать те же подходы к повышению квалификации персонала, что и компания Yota, чтобы эффективно планировать обучение сотрудников на разных этапах.

Узнать советы Yota

Как определяется уровень квалификации

Условно процесс определения уровня квалификации работников можно связать с такими характеристиками как образование и опыт работы.

Например, на производстве градация квалификации специалистов, выполняющих рабочие задачи, состоит из разрядов. Они присуждаются работникам в зависимости от их выслуги лет, профессиональных заслуг, практической и теоретической подготовки.

Для производственного сектора существует устоявшееся разделение работников:

  • Высококвалифицированные. Обучение и подготовка более 2 лет. Большой багаж выполнения практических задач. Работают с оборудованием механизации и автоматизации труда.
  • Квалифицированные. Проходят подготовку или обучение до 2 лет, имеют опыт выполнения рабочих задач. Выполняют сложные технические работы, работают с оборудованием механизации труда.
  • Малоквалифицированные. Проходили подготовку недолгое время. Не имеют опыта выполнения практических задач. Выполняют средние и высокие по сложности задачи. Редко взаимодействуют с оборудованием автоматизации и механизации труда.
  • Неквалифицированные. Не проходят подготовку и не учатся. Выполняют задачи вспомогательного характера, работают на обслуживающих работах.

Квалификацию каких работников нужно повышать

Организация повышения квалификации работников преследует определенные цели. Какие же цели могут быть достигнуты, если повышать квалификацию своих работников:

  • Получение новых знаний и овладение навыками. Работники, которые научились чему-то новому, могут не только высказывать гипотезы по улучшению производственного процесса, но и реализовывать их, преодолевая различные трудности на этом пути.
  • Повышение мотивации и стимулирование. Когда человек осознаёт, что руководство предприятия заинтересовано в его росте, его мотивация к работе повышается. Также это оказывает стимулирующее воздействие на результативность и производительность труда.
  • Внедрение инновационных технологий. В настоящее время инновационные технологии и автоматизация присутствуют в той или иной мере в каждой сфере деятельности. Чтобы не отстать от конкурентов, ваши сотрудники должны идти в ногу со временем и проходить обучение в области IT и автоматизации.
  • Создание собственных кадров. Иногда обучить и воспитать своих высококвалифицированных работников будет менее затратно, чем привлечение их извне. Для некоторых компаний такое направление является предпочтительной частью их кадровой стратегии.
  • Уменьшение уровня текучки. Данная цель вытекает из предыдущей. Получение новых знаний и профессионального роста открывает перед работником возможности карьерного и зарплатного роста. В таком случае людям будет выгоднее остаться работать у вас.

Также вам следует определиться и с тем, каких именно сотрудников вы будете направлять на повышение квалификации. Направить всех сотрудников одновременно будет нецелесообразно. В этом случае вам нужно в масштабах вашей кадровой политики предприятия определить очередность, в которой люди будет проходить повышение профессиональной квалификации работников.

Также этот этап должен быть тщательно продуман, так как человека могут отправить учиться тому, что он и так знает, и пользы от данного мероприятия не будет. Либо чересчур сложное обучение может отпугнуть человека, и он перейдет на другое место работы.

Поэтому основными целями в повышении квалификации являются топ-менеджеры и специалисты, которые вносят наибольший вклад в результаты деятельности.

Повышение квалификации других работников чаще всего бывает ситуационным. Например, если новые знания – неотъемлемая часть процесса работы либо, если подразумевается изменение профиля работы, изменение алгоритмов работы.

Программа повышения квалификации работников должна быть продумана. Нужно оценить потенциал подразделений, рабочих групп и отдельных сотрудников. Это можно узнать у специалистов HR, а также с помощью специализированных методик. Рассмотрим возможные методики повышения квалификации работников.

Методы повышения уровня профессиональной квалификации работников

Выбор подходящей методики зависит от формата проводимого обучения и подготовки. Так вы будете выбирать подходящие учебные материалы, инструментарий, оборудование, материалы и помещения.

Группа методов, включающих обучение на рабочем месте, включает:

  • Производственный опыт. Человек активно участвуют в целенаправленном получении необходимых производственных навыков и опыта. Это может происходить как в рамках трудовых часов работника, так и с предоставлением ему отгулов.
  • Инструктаж. Данный метод обыкновенно проводится когда человек оказывается на новом рабочем месте. Даже если квалификация человека соответствует занимаемой должности, работника все равно следует проинструктировать, так как в новой компании существуют свои тонкости работы.
  • Ротация. Периодическая смена работниками своих привычных рабочих мест. Происходит постепенное получение новых знаний и навыков без отрыва от основных производственных задач. Человек эффективно узнает специфику и нюансы рабочих процессов в структуре предприятия.
  • Ассесмент. Применяется, когда человека готовят на руководящую должность в том подразделении, где он выполняет производственные функции. Это позволит постепенно улучшить навыки менеджмента. Эффективность метода заключается в том, что в дальнейшем при переходе на руководящую должность человек будет хорошо ориентироваться в работе подразделения.
  • Коучинг. Длительный процесс налаживания ученически-наставнических связей в долгосрочной перспективе. Использование данного метода эффективно, когда даже квалифицированному работнику необходимо много специфических знаний для адаптации. Это может быть актуально на сложных и высокотехнологичных производствах.
  • Проектные группы. В работу над реальными проектами вовлекаются люди, которые не имеют достаточных навыков и знаний для решения всех задач проектов. С использованием кооперации и делегирования происходит интерактивное обучение и получение необходимых навыков и знаний.

Перечисленные методы применимы и легко реализуются в рамках данного предприятия. Они в основном носят практическую направленность и не имеют большой необходимости в теоретическом закреплении вне организации.

Также существуют и другие методы, в которых происходит отрыв от производства. Они реализуются вне рабочего места работников и бывают:

  • Лекционные курсы. Популярная и общепринятая система повышения квалификации работников. Получение голого теоретического материала будет малоэффективным без комбинации с практическими методиками.
  • Курсы с элементами программирования. Одновременный способ получить и протестировать знания, которые были получены. Данный метод реализуется с помощью специальных программ, которые моделируют реальную производственную ситуацию.
  • Семинары. Данный метод является активным и имеет явную практическую направленность. Он способствует развитию коммуникации и социализации работников, а также дает навыки публичных выступлений, лидерства, эмоционального интеллекта. Форма проведения семинаров бывает разной: симпозиумы, круглые столы, конференции.
  • Кейс-обучение. Практический метод, в процессе которого сотрудники учатся решать реальные производственные задачи. Бывают как индивидуальные, так и групповые обучения в игровой или дискуссионной форме.
  • Тренинги. Длительное обучение, состоящее из нескольких лекционных и семинарских занятий, в процессе которых происходит не только получение новых знаний и навыков, но и их тестирование, закрепление. Обычно тренинги проводятся в небольших группах.

Также существуют и другие виды повышения квалификации работников. В них используется передовой опыт современных специалистов по обучению персонала. Основная направленность всех методов – закрепление теоретических знаний и практических навыков, используя эффективные коммуникационные и методические средства.

Этапы организации повышения квалификации работников

Повышение уровня квалификации работников включает в себя несколько этапов. Проанализируем каждую ступень и разберемся, что включает в себя этап.

Выявление потребности

Первоначально необходимо рассчитать потребность в повышении квалификации работников. Сделать это нужно как на уровне компании, так и на уровне структурных подразделений.

Эти потребности могут возникнуть, если на предприятии есть планы по введению в эксплуатации нового или модернизации имеющегося оборудования.

Также на уровне компании потребность в повышении квалификации может зависеть от планов по увеличению количества рабочих мест, а также введению в товарную линейку новой продукции.

Также потребность может быть выявлена в ходе аттестации или личных карьерных амбиций сотрудника.

Выбор метода и бюджетирование

После выявления потребностей необходимо выбрать походящую методику обучения. Нужно соотнести эффективность обучения с затратами, которые предприятие понесет на обучение и в связи с отсутствием работника.

Бюджет на повышение квалификации работников необходимо планировать в начале года. Так компании будет легче понести связанные с этим затраты. Также необходимо его зафиксировать документально с указанием всех статей расходов.

Разработка программы, выбор коучей

Затем необходимо спроектировать примерную программу повышения квалификации работников. Поставить цели и задачи на обучение. Это можно сделать как силами своей компании, так и с привлечением специальных бизнес-консультантов. Можно воспользоваться услугами компаний по подготовке и обучению персонала. Вместе с программой они предложат и профессиональных тренеров.

Проведение повышения квалификации

От выбранного метода зависят решения по его реализации. То есть, где будет организовываться процесс повышения квалификации: в самой компании или в специализированном учебном центре.

После этого необходимо провести процедуры и мероприятия по повышению квалификации персонала.

Анализ и подведение итогов

После окончания обучения необходимо провести собственное штатное тестирование, даже несмотря на то, что тестирование проводилось на обучении.

Создайте квалификационную комиссию, куда войдут руководители подразделений, работники которых направлялись на повышение квалификации, а также специалистов HR.

Оповестите всех работников о том, что будет штатное тестирование, сообщите о формах его проведения.

По итогам тестирования соотнесите те цели, которые были поставлены по подразделениям, группам и отдельным работникам, с результатами прохождения тестирования. Подобное мероприятие необходимо провести через 2-4 недели, чтобы оценить степень пригодности тех знаний и навыков, которые ваши работники получили.

Вывод

Повышение квалификации работников является неотъемлемой частью рабочего процесса. Для эффективного проведения данной управленческой процедуры необходимо знать особенности ее проведения, понимать, каких работников и когда нужно отправлять на курсы повышения квалификации, а также применять подходящие методы и способы обучения и подготовки.

Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2470-povyshenie-kvalifikatsii-rabotnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.